Отечественному садоводу-огороднику из тяжелой садовой техники ближе всего известен мотоблок – эти многофункциональные машины были в ходу еще в СССР. Однако прогресс не стоит на месте, и если не на смену им, то в дополнение в арсенал частника и даже профессионалов постепенно приходят садовые трактора. Впрочем, в России эту технику пока сложно назвать популярной и востребованной, причем вниманием она обделена незаслуженно. В связи с этим мы попробуем восстановить справедливость и расскажем о том, чем же такой компактный трактор может быть полезен в хозяйстве.
Что это за машина?
Прежде всего, давайте разберемся, какой агрегат стоит за словосочетанием «садовый трактор». Это 4-колесная машина с сидением и рулем и расположенной между колесами косильной декой с 2-3 горизонтальными ножами. Существуют еще и садовые райдеры, в целом, также попадающие под это описание, но все же отличающиеся от тракторов компактностью, мощностью и расположением двигателя.У райдера он расположен за сиденьем или под ним, а у садового трактора, как у «стандартного», большого – под капотом в носовой части.
Конструкция
С определением разобрались, но прежде чем перейти к ответу на заглавный вопрос, чуть подробнее остановимся на технической части. Итак, ключевые узлы конструкции любого садового трактора.
Двигатель
Практически 100% тракторов имеют стандартный для садовой техники бензиновый 4-тактный двигатель. Он гораздо удобнее в обслуживании, тише в работе и стоит дешевле дизельного мотора аналогичной мощности. К слову, максимальная мощность двигателя ограничена 24 л.с., чего более чем достаточно не только для бытовых, но и для коммерческих работ. Расположение мотора, как правило, вертикальное – так гораздо проще соединить коленвал с косильными ножами с помощью ремня. Бензобак обычно располагается рядом с двигателем под капотом, реже – под сиденьем.
Трансмиссия
Большинство садовых тракторов имеет задний привод, но на топовых моделях можно встретить и полный. Это может быть полезно при работе на участках со сложным рельефом, например, сильным уклоном.
Сама трансмиссия может быть реализована в виде одного из 3 вариантов:
- механической КПП,
- вариатора,
- гидростатической трансмиссии.
«Механика» устанавливается в моделях начального уровня. Ее основной недостаток – переключение передач только после остановки, что несколько неудобно. Вариатор и гидростатическая трансмиссия в этом плане гораздо более удобны и комфортны.
Дополнительно стоит упомянуть и колеса – они у тракторов широкие, с неглубоким протектором, чтобы не оставлять следов на газоне.
Управление
На подавляющем большинстве моделей используется стандартная механическая система поворота передних колес через червячную шестерню и тяги. Редко также можно встретить трактора с гидроусислителем руля, добавляющим удобства.
Система управления отвечает за достаточно важную для подобной техники характеристику – радиус разворота. Чем он меньше, тем удобнее маневрировать между клумбами, скамейками и прочими препятствиями на участке. Трактора стандартной конструкции имеют радиус разворота около 40-50 см. У отдельных моделей он существенно меньше, но настоящими лидерами по этому параметру является категория техники, которая так и называется «трактора с нулевым радиусом разворота». Впрочем, привычные для нас трактора внешне они напоминают весьма условно, так как не имеют массивного капота, а минимальный радиус достигается за счет сложения рамы в середине.
Дека
Здесь все относительно просто, так как косильная дека трактора полностью аналогична таковой у обычной газонокосилки, за исключением, разве что, ширины захвата. У тракторов она может достигать «рекордных» 120-140 см. Для этого дека оснащается 2 или 3 широкими ножами.
В теории она может обеспечивать до 4 видов кошения:
- боковой выброс,
- задний выброс,
- сбор в травосборник,
- мульчирование.
Самые простые в реализации – 1 и 4 вариант. Для бокового выброса достаточно отверстия в боковой стенке деки, а для мульчирования – полного их отсутствия. Для реализации 2 и 3 вида от деки к задней части идет воздушный канал, через который и выбрасывается скошенная трава. На деле, все 4 режима встречаются у одной модели достаточно редко, и трактора условно делятся на машины с боковым выбросом или травосборником. Первые хорошо подходят для редкого кошения переросшей травы, но требуют ее дополнительной уборки, вторые – для регулярной работы с удобным вывозом травы, например, в компостную яму.
Различается и привод ножа. Чаще всего это ременной привод от шкива двигателя, реже – гидропривод или даже электромоторы. Включение режима кошения производится рычагом, кнопкой или тумблером. Последние варианты актуальны для электромагнитного привода.
И последний важный момент, связанный с декой – регулировка высоты скашивания. В начальных и средних моделях она механическая, на 6-7 ступеней. Общий диапазон регулировки – порядка 10 см. У топовых тракторов дека имеет отдельный привод, отвечающий за ее плавный подъем/опускание. К слову, сама она крепится к раме не жестко, поэтому часто дополняется маленькими колесиками, чтобы лучше прилегать к грунту и огибать неровности ландшафта.
Для чего нужен садовый трактор: перечень работ
Ну а теперь перейдем к вариантам использования садовых тракторов. По наличию деки и травосборника можно легко понять, что основное их предназначение – кошение травы и стрижка газона. Это действительно так, причем изначально подразумевается, что трактор будет использоваться там, где для обычной газонокосилки работы будет слишком много – на площадях от 1000-2500 кв. м. Регулярно проходить всю эту территорию, толкая перед собой косилку с шириной захвата в 40-50 см, не слишком интересно и эффективно. При этом на тракторе с такой работой можно справиться быстро и без особой усталости. Собственно, поэтому трактора нередко используются в коммерческих целях, например, для ухода за территорией баз отдыха и больших парков.
В маленьких дворах частных домов или дач возможности такой массивной «газонокосилки» будут попросту излишни, однако пригодится трактор не только для кошения. Большая часть моделей также имеет возможность крепления дополнительного оборудования, работа с которым ведется с поднятой или вовсе снятой декой. Все оно делится на навесное и прицепное, которое, соответственно, навешивается во фронтальной части или цепляется к задней сцепке. Навесное оборудование также подразделяется на активное, требующее подключения к приводу двигателя, и пассивное.
Общий перечень дополнительного оборудования выглядит следующим образом:
- отвал для снега,
- роторный снегоуборщик,
- тележка-прицеп для перевозки грузов,
- планировщик газона для выравнивания почвы под последующий засев газона,
- дисковая борона,
- культиватор,
- опрыскиватель,
- пылесос,
- измельчитель веток,
- широкая прицепная газонокосилка,
- газонная щетка с мусоросборником,
- вычесыватель газона (грабли),
- сеялка,
- аэратор,
- разбрасыватель удобрений и песка,
- каток,
- фронтальная щетка для сметания мусора и пыли и другое оборудование.
Уже по этому списку ясно, что трактор – машина многофункциональная и весьма полезная в хозяйстве даже зимой, когда газон не растет. Кроме того, пригодится она не только во дворе, но и на сельскохозяйственном участке. Единственная проблема в этом случае – пробуксовывание машины под нагрузкой из-за гладкого протектора на колесах. Решается она установкой «зимних» цепей.
Также обращаем ваше внимание: с конкретной моделью садового трактора может использоваться далеко не полный список оборудования. Его разнообразие обеспечивает сам производитель, который, в свою очередь, ориентируется на:
- мощность установленного двигателя,
- общий вес модели,
- наличие системы отбора мощности для активного навесного оборудования – она встречается лишь у машин в среднем и верхнем ценовом сегменте, без нее можно устанавливать лишь пассивную, механическую навеску.
Соответственно, если для конкретного трактора какой-то из видов навесного оборудования не предлагается, придется либо смириться с его отсутствием, либо применить свойственную русскому человеку смекалку, пожертвовав гарантией.
Кто выпускает садовые трактора
В качестве заключения подскажем основных производителей, выпускающих садовые трактора
- Cub Cadet – настоящий лидер направления из США, производящий не только бытовые, но и профессиональные машины с японским двигателем.
- Al-Ko – немецкий производитель, также предлагающий трактора для полупрофессионального использования (линейка Solo by Al-Ko).
- MTD – еще один представитель из Америки.
- Stiga – бренд из Швеции.
- Honda – не нуждающаяся в представлении компания из Японии (к слову, трактора собираются у нее во Франции).
- MasterYard – французский бренд, специализирующийся на бытовых агрегатах.
- Caiman – также компания из Франции.
Российскими и китайскими брендами это направление садово-парковой техники практически полностью игнорируется.