Что такое бензобур, и для чего он нужен?
Бензобур – это узкоспециализированный агрегат для бурения земли. Он строится на основе бензинового двигателя поэтому также иногда называется мотобуром. Двигатель закреплен на раме с рукоятками для удобного удержания и через редуктор приводит в движение вал. Сам вал служит точкой крепления шнеков, которые меняются в зависимости от поставленной задачи: для бурения земли – одни, для льда – другие.
Крупные производители редко комплектуют свои агрегаты шнеками, так как предполагается, что покупатель сам приобретет конкретную разновидность для своих задач, но в некоторых случаях мотобур может комплектоваться шнеком «из коробки». Основная проблема в том, что комплектацией занимается не сам бренд, а его российские дистрибьюторы, поэтому в комплект обычно кладутся самые дешевые шнеки.
Особенности конструкции и основные параметры
Для того чтобы выбрать бензобур, следует знать, как минимум, 3 основные черты, которыми машины отличаются друг от друга
Двигатель
В агрегатах успешно используются как 2-тактные, так и 4-тактные моторы. Соответственно, разница между машинами абсолютно такая же, как и у другого бензинового оборудования, использующего аналогичное решение. Если вкратце, то двухтактные моторы меньше весят, но больше шумят и имеют больший расход топлива. На компактные бытовые машины всегда устанавливаются 2-тактные двигатели. 4-тактные же используются лишь в небольшой доле профессионального оборудования для особо сложных задач.
Редуктор
Редуктор позволяет повысить крутящий момент бура, при этом, чем он больше, тем, обычно, дороже инструмент. Но на самом деле, выбора в этом аспекте у обычного покупателя практически нет – большинство мотобуров выпускается со стандартным передаточным отношением 30 к 1.
Мощность
Мощность напрямую связана с объемом двигателя и диаметром отверстия, которое сможет пробурить бензобур за один раз. Соответственно, чем мощнее агрегат, тем более широкий шнек на него можно установить.
Конечно, различия в двигателях и отдельных элементах конструкции также могут сказываться на производительности и возможностях бурения. Но, как показывает практика, так как примерно 90% всех мотобуров сейчас производится в КНР, в них используется одно техническое решение, из-за чего разница между моделями с одинаковыми характеристиками двигателя минимальна.
Примерное соотношение объема мотора (мощности) и максимально допустимого диаметра бура выглядит следующим образом:
- 43 см3 – 15 см;
- 52 см3 – 20 см;
- 60-65 см3 – 25 см;
- 70-75 см3 – 30 см.
Существуют мотобуры, рассчитанные и на большие диаметры шнеков, но их производят далеко не все бренды, и рассчитаны они на работу двух операторов, так как справиться с ними в одиночку практически нереально. Они могут оснащаться как 2-тактными двигателями объемом до 90 см3, так и 4-тактными – до 200 см3, и использоваться для бурения отверстий диаметром до 60 см.
Подводя промежуточный итог, можно сказать, что выбирать мотобур следует исходя из максимального диаметра необходимых отверстий, при этом не стоит забывать про небольшой запас мощности, который нужно закладывать на случай бурения тяжелых, глинистых почв.
Определившись с мощностью, следует переходить к выбору конкретной модели. Для этого предлагаем воспользоваться нашим рейтингом.
Рейтинг бензобуров
В настоящий момент весь ассортимент представленных на нашем рынке мотобуров можно разделить на 2 группы.
«Брендовые» машины
После скачка курса и двойного подорожания оборудования, случившегося в 2014 году, бренды мирового уровня из США, Европы и Японии, оставшиеся на российском рынке, можно буквально пересчитать по пальцам одной руки:- Oleo-Mac / Efco принадлежат одному итальянскому концерну – Emak. Изделия этих брендов практически идентичны и различаются только цветом. После кризиса 2014 года в Россию стали официально поставляться только мотобуры Oleo-Mac. Особого упоминания достоин MTL51, являвшийся одной из самых популярных моделей вообще, пока рынок не наполнили машины из Китая, и MTL85 для двух операторов. Машины отличаются отличной сборкой, производящейся в самой Италии, и высоким передаточным числом – 40 к 1 и 85 к 1 соответственно.
- Echo. Сам бренд основан в Японии, но сборка выбранной нами для рейтинга модели Echo EA-410 производится в США. Ее главный плюс – высочайшее качество, но и цена на него соответствующая. От конкурентов отличается наличием встроенного пружинного адаптера, он встроен на шнеках, а не на самом мотобуре.
- Stihl. Безоговорочный лидер по мотобурам на нашем рынке. Предлагают самое большое передаточное число в своем классе машин: 47,5 к 1 для моделей BT130/131, рассчитанных на 1 оператора, и 151 к 1 для BT360 – для двух операторов. Кроме того, по соотношению мощности и диаметра шнека – это лучшее предложение.
Stihl BT131 не имеет аналогов в своем классе и походит как для бытового использования, так и для большого объема работ, свойственных фермерскому хозяйству, например, для посадки деревьев или строительства.
Stihl BT360 – единственный «брендовый» профессиональный агрегат для двух операторов, поставляемый в Россию.
Мотобуры китайского производства
После скачка курса инструмент и оборудование, производящиеся в Китае, обрели у покупателей-частников особую популярность. И в этом есть логика, ведь в быту мотобуры не используются постоянно и в основном приобретаются для зимней рыбалки или непродолжительного строительства. За минувшие 5 лет китайские производители серьезно подтянули качество выпускаемой продукции и «одноразовыми» остались лишь самые-самые дешевые устройства. В их сторону, несмотря на привлекательную цену, лучше при выборе даже не смотреть, так как ремонтопригодность у таких машин практически нулевая.
- Patriot. Бренд, который хорошо известен в России. Уровень качества практически не плавает, но из-за постоянной смены заводов в модельном ряду творится неразбериха. Особенно сказывается она на подборе запчастей.
- Fubag. По известности бренд сопоставим с «Патриотом», но немного в другом ключе – популярность он завоевал своей силовой техникой – генераторами и сварочными аппаратами. В прошлом году ассортимент продукции расширился мототехникой – бензиновыми косами и мотобурами. Уровень качества, в отличие от «патриота» стабилен. По собственному опыту рекомендуем при выборе присмотреться к бензобуру Fubag FPB 52.
- Iron Mole. Отечественная торговая марка, заказывающая мотобуры на китайских заводах. Шнеки производит сама. Единственный из данной группы производителей, имеющий в своем арсенале модели с редуктором 40 к 1. Одна из лучших для бытового использования – Iron Mole E53.
- ADA – практически чистокровный «китаец» с штаб-квартирой в Сингапуре. В отличие от большинства конкурентов, имеет собственное производство и даже отдел разработки. Занимается выпуском измерительного оборудования и большого количества мотобуров, в том числе и с 4-тактными моторами. Рекомендуемая модель – ADA Ground Drill-2.
- Champion. На российском рынке существует давно и большую часть бензобуров уже успели «обкатать» потребители. Среди компаний из КНР имеет лучшую сервисную поддержку в нашей стране. Качество высокое, пусть и не дотягивающее до Stihl и других «брендовых» производителей в мелочах. Однако этот недостаток нивелируется ценой, которая в 4-5 раз ниже. Для бытовых нужд рекомендуем модель Champion AG252.
Аксессуары
Шнеки
От качества шнека зависит не только качество и скорость бурения, но и срок эксплуатации агрегата. Как и в случае с качеством заточки цепи бензопилы, при плохой заточке режущей кромки шнека, редуктор и сцепление мотобура испытывают повышенные нагрузки при углублении в землю. Все это ускоряет износ агрегата.
У самых дешевых шнеков лезвия приварены к валу, из-за чего затачивать их после продолжительной работы неудобно, а заменить отдельное лезвие со сколом просто невозможно. Гораздо практичнее оказываются модели со съемными лезвиями.
Шнеки также бывают одно- и двухзаходными. Они отличаются количеством лезвий на оси, но на практике ощутимой разницы между ними нет.
Удлинители шнеков
Предназначаются для увеличения максимальной глубины бурения. Удлинять шнек более чем на 170 см не рекомендуется, иначе вынуть мотобур из земли будет крайне проблематично.
По личному опыту крайне рекомендуем пользоваться пружинными адаптерами. Антиударная пружина уменьшает обратный удар, неизбежно сопровождающий бурение и снижает нагрузку на редуктор и сцепление, тем самым увеличивая срок службы мотобура.
Особенности ледобуров
Ледобур, столь любимый приверженцами зимней рыбалки – это, фактически, обычный мотобур с установленным на него ледовым шнеком. От «земляного» он отличается углом атаки лезвий и их формой – она либо сферическая, либо прямая, с зубцами.
Многие любители привыкли использовать механические ледобуры (ручные), но если во время рыбалки приходится сверлить десятки лунок, а толщина льда приближается к 1 м, то ручным буром пользоваться крайне неудобно. Из этой ситуации рыбаки выходят двумя способами: покупают мощный шуруповерт или берут бензобур. Сравним эти варианты.
Шуруповерт
Плюсы:
- работает тихо,
- имеет небольшие габариты и вес.
Минусы:
- На морозе аккумулятор быстро разряжается, поэтому в долгие поездки рекомендуется брать запасной, который будет храниться в тепле.
- Цена. Мощности стандартного китайского шуруповерта за 3-5 тысяч рублей для сверления толстого льда будет недостаточно. Ценник на по-настоящему подходящие модели стартует от 20 000. Дополнительно придется заплатить за вторую батарею, ледовый шнек и, при необходимости, переходник. Итоговая сумма – порядка 30 000 рублей.
Ледобур
Плюсы:
- Для сверления лунок можно выбрать одну из самых доступных моделей бензобуров. Комплект с ледовым буром обойдется примерно в 15 000 рублей или даже дешевле.
- Можно работать при любой температуре.
Минусы:
- Больший вес и габариты в сравнении с обычным шуруповертом.
- Бензиновая техника всегда шумнее электрической.
- Далеко не все любят или даже умеют пользоваться мототехникой. Придется научиться заводить ее и правильно готовить бензо-масляную смесь.
Решающие плюсы и минусы будут для каждого потребителя свои. Нам же остается лишь порекомендовать не забывать о дальнейшей эксплуатации приобретаемой техники. Проще говоря, что окажется полезнее в быту вне сезона зимней рыбалки, тому и стоит отдать предпочтение при выборе.