Мотоблоки «НЕВА» выпускаются с 1985 года. Они, а точнее самая первая модель с простым, но крайне логичным названием «МБ-1», стали настоящим пионером серийного производства мотоблоков на отечественных мощностях и одной из самых желанных покупок для любого огородника. А самая известная и популярная модель «МБ-2» начала выпускаться с 1989 года и продолжает по настоящее время. Но кроме этой модели, за это время появилось и ряд других. Сейчас продукция ЗАО «Красный Октябрь – Нева» превратилась в полноценный модельный ряд из нескольких серий.
В том, что собой представляет линейка мотоблоков «НЕВА» сегодня, чем они различаются, для кого предназначены и на что способны мы и поможем вам разобраться. Но для начала ответим на один не менее важный вопрос.
Почему мотоблоки «НЕВА» все еще актуальны?
Что такое мотоблок? Для большинства – это мощный, но компактный и доступный двухколесный трактор, в основном предназначенный для работы на участке возле частного дома или дачи. Подготовка почвы к посадке картофеля и других овощей, периодический уход за культурами и сборка урожая – вот его основной фронт работ. На деле же спектр возможных задач значительно больше, но все ограничивается наличием и доступностью навесного оборудования. Соответственно, если производитель не выпускает, например, роторный снегоуборщик для выбранной вами модели мотоблока, то о зимней работе можно забыть.
Особенно часто с этой проблемой сталкиваются владельцы китайских мотоблоков. Большая часть производителей из КНР и «отечественных» брендов, заказывающих оборудование у них под русскими названиями, работают по принципу «подешевле заказать, побыстрее продать». Покупатели «клюют» на минимальные цены, но в итоге навсегда остаются без дополнительной навески и запчастей: поддержкой существующего модельного ряда компании просто не занимается. Как результат – агрегат, который изначально предполагается как многофункциональный и приобретается с заделом на несколько лет, оказывается способен выполнять только пару функций (в соответствии с навеской в комплекте), «радует» качеством деталей, их подгонки и общей сборкой из коробки и выходит из строя всего через пару сезонов.
С европейскими машинами все чуть иначе. Во-первых, большинство из них – не мотоблоки, а тяжелые культиваторы, у которых нет системы отбора мощности на активное навесное оборудование. Работать ими с фрезами для культивации или плугом можно, а снегоуборщиком, щеткой или сенокосилкой (так называемой активной навеской) – нет. Во-вторых, агрегаты с возможностью установки активного оборудования стоят уже совсем других денег, примерно в полтора-два раза дороже аналога Российского производства.
Серии мотоблоков «НЕВА» в этом отношении – хорошая золотая середина. За цену бюджетного европейского тяжелого культиватора можно получить:
- Полноценный мотоблок с ременной системой отбора мощности и возможностью подключения пассивного и активного навесного оборудования.
- Металл во всех основных узлах и, как следствие, вес в районе 100 кг, что на сцеплении с грунтом сказывается сугубо положительно.
- Хорошую сборку – все детали за исключением двигателя (подробнее об этом чуть позже) изготавливаются в России.
- Официальную 2-летнюю гарантию и большой набор навесного оборудования и запчастей, к слову, также весьма бюджетных.
Ну а теперь, можно переходить к основной теме.
Линейка мотоблоков «НЕВА»
«МБ Компакт»
Серия мотоблоков «МБ-1», больше не выпускается. Ее место сейчас занимает мотоблок «МБ Компакт» – мобильный агрегат для легких или суглинистых почв, который стал не только самым дешевым в ассортименте компании, но и одним из самых доступных мотоблоков с системой отбора мощности на активную навеску на российском рынке вообще. Конкуренцию по цене ему могут составить разве что мотоблоки «Агат» и ОКА.
В 2020 году агрегат был дополнительно модернизирован:
- стал меньше весить (60 против 70 кг),
- получил возможность работы с колесами 4,00х8 и фрезами большего диаметра (до 380 мм),
- конструкция рамы стала практически аналогичной мотоблокам старшей модели, что позволило унифицировать навеску,
- переключатель скоростей перенесен с рукояти на редуктор – решение более простое и надежное,
- произведена работа над ошибками в конструкции редуктора, что повысило его надежность
Основные характеристики:
- двигатель Zongshen GB225 (он же ZS GB225, Китай) или Briggs & Stratton CR950 (B&S CR950, США),
- мощность двигателей – 7,5 л.с. / 6,5 л.с
- рекомендуемая площадь обработки – 10 соток,
- 3 передачи – (2 вперед + 1 назад),
- ширина культивации – до 96 см.
Как и обещали выше, сразу остановимся на моменте с двигателем. «КО-Нева» в этом плане идет по стопам европейских коллег и не пытается изобрести велосипед в попытках спроектировать самый мощный, экономичный, тихий и надежный мотор. Вместо этого производитель просто берет самые проверенные решения от компаний, изначально специализирующихся на производстве бензиновых двигателей, и ставит их на шасси собственной разработки.
«МБ-2»
Следующий пункт, который предлагает ассортимент мотоблоков «НЕВА» – это самый известный и популярный мотоблок в России МБ2. Есть 2 подсерии, если можно так сказать, этих мотоблоков: МБ-2 КС с мотором Zongshen GB225 и МБ-2 с моторами B&S CR950 или Yamaha MX200.
Мотоблок НЕВА МБ2-КС (GB225) создан на базе мотоблока «НЕВА» МБ2. Однако в отличие от прототипа имеет более простую конструкцию. А именно в данной модели отсутствует функция разобщения колес. В остальном мотоблок «НЕВА» МБ2-КС (GB225) имеет такой же широкий функционал, как и его предшественник.
Модели же с моторами B&S и Yamaha по-прежнему имеют функцию разобщения левого колеса.
Также, к отличиям между моделями, можно упомянуть, что в более дешевых МБ2-КС и МБ2 B&S в комплектации с завода, убраны удлинители колес. Во всех остальных мотоблоках МБ2 и МБ23 они присутствуют.
Основные характеристики МБ2-КС:
- двигатель Zongshen GB225 (Китай),
- мощность – 7,5 л.с.,
- рекомендуемая площадь обработки – 30 соток,
- 6 передач – (2+1)х2 (3 пониженные, 3 повышенные),
- масса – 85 кг,
- ширина обработки – до 126 см.
Из-за удешевления пропала конструктивная возможность:
- разобщения колес – маневрировать и разворачиваться будет сложнее,
- горизонтальной регулировки руля – работать в замкнутых пространствах, например в углу у забора, может быть не так удобно.
Основные характеристики МБ2:
- двигатель Briggs&Stratton CR950 (США) или Yamaha MX200 (Япония),
- мощность – 6,5 л.с.,
- рекомендуемая площадь обработки – 30 соток,
- 6 передач – (2+1)х2,
- масса – 91/93 кг,
- ширина обработки – до 126 см,
- разобщение левого колеса рукояткой на руле – лучше маневренность,
- рычаг переключения передач на редукторе,
- руль повышенной жесткости с независимой безинструментальной регулировкой высоты рукояток (пригодится при нарезании борозд, когда мотоблок идет под наклоном),
- возможность установки 4, 6 или 8 фрез одновременно.
«МБ23»
Самая мощная линейка мотоблоков «НЕВА» – «МБ23». Они предназначены для работы с любым видом почвы, включая тяжелые глинистые грунты и распашку целины, а также кошения высокой травы, уборки слежалого снега и мусора на участке и езды по бездорожью. На эту линейку устанавливаются только профессиональные моторы мощностью от 9 л.с.
Основные характеристики:
- двигатель Zongshen GB270 (Китай), Briggs&Stratton XR PRO (США) или Yamaha MX300 PRO (Япония),
- мощность – 9 л.с. / 10 л.с. / 12 л.с.,
- рекомендуемая площадь обработки – 80 соток,
- 6 передач – (2+1)х2,
- масса – 100 кг,
- ширина обработки – до 126 см,
- разобщение левого колеса рукояткой на руле,
- рычаг переключения передач на редукторе,
- регулировка руля в 2 плоскостях для работы в ограниченном пространстве,
- культивация с 4, 6 или 8 фрезами одновременно.
«МультиАГРО»
Также кроме, достаточно давно стоявших в производстве серий МБ2 и МБ23, сравнительно недавно добавились мотоблоки с приставкой «МультиАгро», также серий МБ2 и МБ23. «МультиАГРО» – это название редуктора, разработанного и запатентованного силами самой компании. И серия модификаций с этим названием отличается от стандартных моделей как раз тем, что у них базовый редуктор заменен новой разработкой.
Чтобы было понятнее:
- В линейку «НЕВА МБ2 МультиАгро» входит 2 машины (МБ2 B&S и МБ2 Yamaha MX200) с обновленным редуктором. С Zongshen пока модификации нет, но не исключено что появится в будущем.
- То же самое и с линейкой «МБ23 МультиАгро», где каждая из 3 стандартных моделей (МБ23 B&S XR, Yamaha MX300, Zongshen GB270) имеет дополнительную модификацию с обновленным редуктором.
- В младших сериях «Компакт» он не используется.
Редуктор «МультиАГРО» не влияет на базовые характеристики, поэтому заново перечислять мы их не будем, но все же дает серию преимуществ:
- Главное нововведение – увеличенное количество скоростей: 8 у «МБ2» и 12 у «МБ23» (включая пониженные/повышенные). За счет этого проще подобрать скорость, соответствующую нагрузке, и удобнее маневрировать.
- Увеличенное передаточное число – меньше потери мощности при большой нагрузке
- Разобщение не только левого, но и правого колеса.
- Усиленный корпус редуктора обтекаемой формы меньше тормозит агрегат при работе с почвой.
Возможности
Раз уж в начале мы говорили об актуальности и навесном оборудовании, в завершение расскажем о том, что можно делать с помощью мотоблока «НЕВА»:
- пахать,
- культивировать,
- нарезать борозды,
- окучивать,
- полоть междурядия,
- сажать картофель,
- копать картофель,
- убирать снег,
- убирать мусор,
- косить траву,
- возить грузы,
- колоть дрова,
- измельчать ветки.
Список возможных работ у всех серий одинаков, но, по понятным причинам, старшие модели справятся с ними быстрее и увереннее ведут себя под нагрузкой.
Кроме того, для некоторых задач производитель предлагает не один, а несколько типов навески. Например, окучники доступны в виде однорядного, двухрядного или дискового с разными вариантами крепления. А за счет унификации шасси вся навеска универсальна и подходит для всего ассортимента мотоблоков.